Позвоните нам:

(495) 506-0761

(495) 930-7411
(905) 785-8537

Утопические транспортные идеи

Утопические транспортные идеи

В новейшей европейской истории сохранилось немало свидетельств о неразумных транспортных идеях двадцатого века. Это и не удивительно – практически все виды транспорта были изобретены и развивались в этот период. Какая-то из этих утопий вполне могла реализоваться, и мы сегодня наблюдали бы несколько другой мир. Например, как бы выглядела транспортная компания «Транспорт – Русь», если бы в нашей стране были построены «циклопические» железные дороги, изобретенные инженерами третьего рейха?

История полна противоречий. Кто бы мог подумать, что из всеразрушающего горнила Второй мировой войны могла бы выплавится опережающая время и технические возможности идея. Утопическая идея Третьего рейха о невиданных ранее гигантских поездах.

В последние годы войны, когда немецкая армия стремительно отступает, а войска союзников готовятся открыть второй фронт, Гитлер наивно продолжает борьбу. Третий рейх неустанно трудится над широкомасштабным проектом по созданию циклопических железных дорог.

По ширине колеи они будут вдвое больше обычных. По ним пойдут новые исполинские поезда, рассекая воздух со скоростью 200-250 км/ч. Уникальная магистраль раскинется от Берлина, Гамбурга, Мюнхена, дальше, через Париж и Рим, она расползётся до Праги, Минска, Москвы и перевалит даже за Урал и Каспийское море. Замыслы Третьего рейха захватывали своей масштабностью, как географической, так и технической.

Эта идея возникла в голове самого фюрера. Всё началось с предложения Фрица Тодта, рейхминистра вооружения и боеприпасов построить товарную ширококолейную железную дорогу между Германией и Украиной. Гитлер относился к железным дорогам скептически, видел в них пережиток прошлого.

Но на предложение Тодта отреагировал воодушевлением и заключил, что "строительство широкой железной дороги, может, и доставит нам трудности, но мы не позволим себя запугать". Он увидел в проекте гораздо больше, чем Тодт, и краткими замечаниями и собственноручными набросками стимулировал его осуществление.

Руководил же проектом доктор технических наук Гюнтер Винс. Позже, в 1950 г., он сообщит, что изначально строительство столь монументальных железных дорог было продиктовано всего лишь столь же монументальным строительством в городах (в Гамбурге, Берлине, Нюрнберге и Мюнхене). Их будущая архитектура подразумевала новые железные дороги между ними. Только потом Гитлер заговорит о "важном стратегическом значении" этого проекта.

Чем же отличались новые, проектируемые железные дороги и поезда, от старых? Во-первых, значительно модернизировалась колея, то есть увеличилось расстояние между внутренними гранями головок рельс. Сегодня в мире стандартная ширина колеи 1435 мм, ровно такая же, как и на самой первой в мире железной дороге, открытой между городами Стоктон и Дарлингтон инженером Джорджем Стефенсоном. Вышеупомянутый доктор Винс сумел переплюнуть этот стандарт на целых два с половиной метра. Им было предложено расстояние в 4000 мм. Да и то, учитывалось, что это был отнюдь не предел. Для товарных и пассажирских составов подразумевались различные трассы - каждая трасса из двух путей.

Что же касается вагонов, то они значительно увеличились в ширину - до шести метров. По обе стороны центрального прохода прибавлялись удобные спальные комнаты. Высота вагона вырастает до пяти метров! Такая высота в дальнейшем позволила рассуждать о двухэтажных вагонах (по два с половиной метра на этаж).

Удивительно, но вагоны превращались в жилые дома. Товарный вагон мог осилить грузоперевозку до 100 т, если не больше, то есть столько же, сколько может взять на борт корабль, водоизмещением в 3000 т. Все эти грандиозные идеи рождались у Гитлера прямо по ходу обсуждения во время встречи на квартире фюрера 24 мая 1942 года. Он фантазировал на ходу, а его фантазии ловили рейхминистр Шпер, рейхсляйтер Борман и министр путей сообщения Дорпмюллер.

А уже 5 апреля 1943 года перед Гитлером выступит с докладом руководитель проекта, доктор Винс, который изложит все технические особенности затевающегося строительства, которое, впрочем, будет проходить под грифом "Секретно".

Из этого технического описания становится понятно, каких колоссов хочет наплодить доктор Винс. Диаметр колеса - 1250 мм. Скорость пассажирских поездов - 250 км/ч. товарных - 100 км/ч. Проблема сопротивления воздушным потокам была решена специальной обтекаемой формой составов. Чтобы развернуться в противоположную сторону, поезд вынужден был преодолеть радиус в полкилометра. Тормозной  путь устанавливался в 1600 м при экстренном торможении и в 3000 м при обычном.

Оптическая сигнальная система при таких скоростях проигрывала по всем параметрам. Особенно если пойдёт дождь или упадёт туман. Поэтому с помощью высокочастотных датчиков вся информация отображалась на пульте машиниста и в машинном отделении.

Общая масса товарного состава оценивалась в 10 000 т (в пять раз превышает массу современных составов). Его длина составляла бы 1200 м (учитывая, что максимальная длина сегодняшних - 500 м). Поддерживалась возможность объединить сразу три товарных поезда в один. Он весил бы 30 000 т. Большое внимание уделялось новым системам отопления, вентиляции, освещения, ведь окна на таких скоростях открывать было уже нельзя. Интересно, что пассажирские поезда включали в себя вагон-кинозал, вагоны с парикмахерскими салонами, помещениями для стирки, душевыми, залами ожидания, кондитерскими и кладовыми.

Приведём пример состава обычного дневного поезда: 1-ый вагон - почтово-багажный и для автомобилей, 2-й - третий класс, 3-й - третий класс со столовой, 4-ый - первый, второй, третий классы, 5-ый - вагон-ресторан, 6-ой - первый и второй классы, 7-ой - первый, второй и третий классы.

Что касается товарных вагонов, то среди них имеются вагоны для перевозки угля, зерна, автомобилей, станков, нестандартных и крупногабаритных грузов, почтовые и рефрижераторные вагоны, всевозможные цистерны и даже платформы для перевозки кораблей!

Специалисты уверенны, что такой грандиозный проект не выгоден и попросту не нужен. Он не актуален ни в наше время, ни во время Второй мировой войны, ни даже в начале XX века. А главное такие идеи не были нужны Германии в те времена. Может, догадка Винса верна о том, что мотивация проекта - вовсе не практические цели? В любом случае, как бы ни была абсурдна эта идея, она имела шанс на тщательную разработку и осуществление.

В начало страницы..>>